Отключить


Советы специалистов

  • Не забудьте заранее познакомиться с режимом детского сада, в который поведете кроху, и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и др.).
  • «Пустяковая» проблема несамостоятельности ребенка может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации к детскому саду, поэтому учите детей элементарным навыкам самообслуживания.
  • Задачу самообслуживания малышу, которому предстоит скоро стать детсадовцем, стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине. Главный принцип — чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках.
  • Для того, чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно заранее выучить имя и отчество воспитателя и, придя в детский сад, представить кроху и воспитателя друг другу.
  • Важно заранее научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей; подождать, пока другой ребенок поиграет, и т.п.). При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша ( как много детей, много игрушек и пр.). Дайте время малышу спокойно осмотреться.
  • Одежда — еще не все. Перед детским садом малышу стоит научиться еще многому: пользоваться унитазом, а не горшком, в том числе спускать воду; обращаться с ложкой и вилкой; самостоятельно вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платок. Лет с двух уже пора подключиться к утренней чистке зубов и полосканию рта после еды.
  • Впервые столкнувшись с необходимостью ложиться спать а незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы, ребенок безусловно, испытывает стресс едва не более сильный, чем факт расставания с мамой. Ведь дети относятся к сну, как к времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи не рекомендуют в первые дни пребывания в детском саду оставлять ребенка на дневной сон.
  • Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и показывайте значимость его статуса.
  • Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребенка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.

Мы идем в детский сад: что должны знать родители о периоде адаптации ребенка в детском саду

Жизнь не стоит на месте. Вот вы и выросли из пеленок и начинаются ваши первые шаги в социум. Вы с ребенком впервые переступили порог детского сада: что делать, как себя вести, у родителей возникает масса вопросов и мы постараемся ответить на некоторые из них, осветив часть проблем, касающихся адаптации к новым условиям жизни в детском саду.

ПЕРВЫЕ ЧАСЫ БЕЗ МАМЫ

Период адаптации ребенка к детскому саду — сложное время и для ребенка и для родителей, оно требует от всех повышенного внимания и терпения. Нужно быть особенно чутким к ребенку, чаще давать понять малышу, что вы его любите. Как же подготовиться к первому дню пребывания в детском саду?

С вечера мама может озабоченно рассказать, что у нее много неотложных дел и попросить малыша помочь ей: остаться с ( называет имя воспитателя) в детском саду на некоторое время. Если мама видит, что ребенок настораживается, то успокоить, приласкать ребенка. Приведя ребенка в детский сад напомнить ребенку, что очень скоро, через часок мама придет и заберет его. Воспитатель отреагирует на вашу просьбу должным образом: «Конечно, пусть побудет! Ведь он такой большой, помощник, все умеет делать сам». Такая схема может быть задействована на несколько дней.

Самое главное — не обмануть ожидания малыша. Первый день в детском саду ребенок проведет не более 1 часа.

Через несколько дней ребенок начинает понимать, что такая ситуация почему-то затягивается, вместо «хочу» он слышит «надо» и начинает выражать недовольство.

Но у малыша уже завязываются какие-то первые контакты с детьми, первые симпатии. Поэтому родители могут убедить ребенка: «Если ты завтра не пойдешь, то расстроишь воспитателя ( имя, отчество), и Сережу . Ведь ты обещал ему (ей) показать свою новую машинку!»

Воспитатель обязательно поддержит ребенка: «Что же ты собираешься плакать, если у тебя такой чудесный автомобиль? Пока рассмотрите его с Сережей, пока погуляем и мама придет!».

ТЕРПЕНИЕ И ЕЩЕ РАЗ ТЕРПЕНИЕ!

Казалось бы, сделано многое, ребенок установил эмоциональный контакт с воспитателем, обжил территорию участка и групповой комнаты, свободно может ориентироваться в группе, и все равно ребенок испытывает страдания в отрыве от мамы, от привычной обстановки, привычного ритма жизни. В представлениях ребенка идет ломка стереотипов. В период адаптации возможна такая реакция как частичная потеря аппетита, поэтому энергетическая поддержка необходима неокрепшему детскому организму. Старайтесь, чтобы ребенок спокойно, без напряжения завтракал и обедал дома. Несколько часов, которые ребенок проводит в дошкольном учреждении, сказываются на самочувствии ребенка. Он плаксив, просится на руки всем домашним, как будто хочет проверить, любят ли его еще родные. К тому же ребенок не понимает почему он должен идти в детский сад, ему сложно понять, что маме надо на работу и т.п., поэтому нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий период. Чаще общайтесь с ребенком, разговаривайте, больше гуляйте вместе, читайте, будьте ближе к ребенку дома. Не уставайте благодарить ребенка , что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать, обнимать, прижимать (тактильные ощущения успокаивают ребенка).

Следует создать щадящий режим: укладывать пораньше, подольше находиться с ним в момент засыпания, не кормить насильно, предлагать любимую пищу. Дети в этот период теряют много энергии, нервное напряжение сказывается во всем: кто только начал говорить, может опять перейти на лепет, на ночь иногда ребенок требует, как раньше, бутылочку с кефиром.

В этот трудный период дети и в саду ведут себя по-разному. Одни бунтуют, не хотят переступать порог группы, цепляются за маму, начинают плакать при виде детского сада. Другие замыкаются, отказываются от помощи взрослого, от игрушек, от внимания других детей.

Громкие рыдания — это демонстрация своего протеста родителям. Затягивать момент расставания бесполезно. Как только закрывается за мамой дверь, ребенок как правило быстро успокаивается и идет играть. Здесь, безусловно, много зависит от помощи воспитателя. Хуже обстоят дела с молчаливыми детьми, но и их воспитатели не оставят без внимания.

Часто бывает, что дети уже по утрам дома начинают бунтовать, забиваются в дальний угол кровати и не хотят ничего слышать. Войдите в положение крохи. Перед его глазами конкретная домашняя обстановка, знакомая до мелочей, напоминающая о спокойных часах привычной жизни. Не акцентируйте все внимание на уговорах, напоминайте о самых ярких впечатлениях детского сада и спокойно объясните, что вам нужно работать и что вы заберете его с прогулки. И точно следуйте обещаниям, иначе подорвете базисное доверие малыша.

При встрече спокойно разговаривайте с ним, поблагодарите воспитателя и рассказывайте дома о детском саде, воспитателях, детях только хорошее. Наберитесь терпения: ничто не продолжается вечно и скоро традиционный утренний плач прекратится.

Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания

  • Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок почувствует ваше беспокойство
  • За него, и ему будет еще труднее успокоиться.
  • Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.
  • Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.
  • Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежного потритесь носиком или что-нибудь подобное.
  • Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в саду за новую игрушку.
  • Не позволяйте собой манипулировать: четко дайте понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.

Причины, которые вызывают слезы у ребенка

  1. Тревога, связанная со сменой обстановки и режима.
    Ребенок нуждается в усиленном внимании. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть доброжелательных, но чужих людей. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.
  2. Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада.
    Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  3. Психологическая неготовность ребенка к детскому саду.
    Это проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
  4. Отсутствие навыков самообслуживания.
    Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
  5. Избыток впечатлений.
    В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого — нервничать, плакать, капризничать.
  6. Личное неприятие воспитателя или воспитателей.
    Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Типичные ошибки родителей и способы их преодоления

1. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на детский сад. Родители напуганы плаксивостью ребенка, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду.
При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
2. Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу,- это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.
3.Мама спешит скорее выйти на работу, устроив ребенка в детский сад. В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Надо помнить, что ребенок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.
4.Часто родители пребывают в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им.
Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще более усиливает детскую тревогу.
5.Пониженное внимание к ребенку. Довольные работой детского сада, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже меньше уделяют внимания малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом. Когда малыш начнет весело говорить о садике — это верный признак того, что он освоился.

Подготовьте ребенка к детскому саду!

Каким бы замечательным не был тот детский сад, в который вы пришли, ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА — это мир чужих людей.

Перед тем, как пойти в детский сад, спокойно, простыми словами объясните малышу, что в детском саду он, как все дети останется один без мамы, но вы непременно скоро его заберете. А чтобы крохе было легче ориентироваться, поделите время его пребывания в саду на короткое временные промежутки : «Сначала ты позавтракаешь, потом позанимаешься, а когда вы пойдете гулять, я за тобой приду». Объясняйте и демонстрируйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно возвращаются. И что во время их отсутствия можно не грустить, а интересно провести время.

Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться и играть с другими детьми при помощи фраз: «А как тебя зовут?», «Можно с тобой поиграть?», «Давай играть вместе!».

Учите, как правильно постоять за себя, делиться; знать, что свое, а что чужое; как выстроиться в очередь у горки, чтобы все могли прокатиться; как обмениваться игрушками и получить разрешение поиграть чужой игрушкой; как попросить помощи и не быть ябедой.

Многих мам беспокоит, что ребенок не сможет (или не сумеет) нормально есть, ходить в туалет, одеваться (раздеваться). Надо сказать, что детсадовский режим и условия, в которых оказываются детки, как нельзя лучше способствуют освоению и закреплению этих нехитрых «наук». Привычка малышей повторять друг за другом сыграет здесь положительную роль. Но элементарные понятия о самообслуживании должны быть сформированы у ребенка заранее, дома, это кропотливый мамин труд, который даст плоды — ребенку будет легко делать то же самое в саду.

На случай «нештатной ситуации»: объясните и покажите ребенку, что в его шкафчике всегда лежат запасные колготки, носочки, трусики, футболка.

Приходя за ребенком в детский сад, всегда проявляйте интерес к его поделкам и рисункам — малышу это очень важно. Расспрашивайте, какую часть он выполнил сам, какую ему помогли. В выходной день предложите вместе сделать такую же поделку или нарисовать картинку и подарить их папе (бабушке).

В период адаптации ребенка к детскому саду не оставляйте его сразу на целый день, постепенно увеличивайте его время пребывания там, и скоро вы увидите, что вашему малышу стало интересно и весело среди сверстников.

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

  1. Обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к режиму детского сада.
  2. Постепенно формируйте навыки общения ребенка со сверстниками (можно на прогулке побуждать его к совместной деятельности с другими детьми.
  3. Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию.
  4. Рассказывайте ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.
  5. Проходя мимо детского сада, напоминайте ребенку, что он уже большой и скоро пойдет в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша об этом, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  6. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Такие беседы вселяют в ребенка уверенность.
  7. Психологи установили, что легче всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.
  8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.
  9. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться достаточное количество времени (несколько месяцев). Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  10. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.
  11. Прогулки вместе с другими родителями и детьми, общение с воспитателями, доброжелательные отношения между вами , помогут быстрее привыкнуть вашему ребенку к детскому саду.
  12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
  13. Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
  14. Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

 

Памятка для бабушек и дедушек

«Советы по воспитанию внуков»

  • Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
  • Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания.
  • Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия.
  • Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
  • Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.
  • Раскройте им свою душу,  доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
  • Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
  • Показывайте им примеры доверия, отзывчивости, трудолюбия.
  • Давайте им трудиться рядом и вместе с вами.
  • Говорите с ними как со взрослыми.
  • Не напоминайте им о том, что они еще маленькие.
  • Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
  • Будьте, пожалуйста, вежливы, последовательны в общении с внуками.

Что еще должны знать родители о том, что нужно ребенку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно

  • У вашего ребенка в детском саду есть свой шкафчик для хранения личных вещей. Свойство любого шкафа — накапливать вещи и предметы, поэтому, пожалуйста, периодически проверяйте и удаляйте лишнее.
  • В течение дня ребенку может понадобиться смена одежды
  • ( трусики, маечка, футболка, носки, колготки, носовой платок). Ребенок чувствует себя очень неудобно, если ему нужна смена одежды, а ее в наличии нет.
  • Если у ребенка есть любимая игрушка, книжка, их, конечно, можно принести в детский сад. Пожалуйста, помните, что дети любят делиться и меняться игрушками. Иногда игрушки от этого портятся или теряются. Не давайте ребенку в детский сад игрушки и предметы, за целостность и сохранность которых вы будете переживать.
  • Нельзя приносить в детский сад провоцирующие на агрессию игрушки и атрибуты (игрушечное оружие и т.п.).
  • Не следует давать ребенку с собой сладости и другую еду по нескольким причинам:
    • никто не гарантирует санитарную безопасность приносимых из дома продуктов,
    • нельзя нарушать режим питания в детском саду (съевне вовремя конфету, ребенок откажется есть суп или кашу).
    • наличие конфет или печенья у одного воспитанника и отсутствие таковых у других может поставить в неловкое положение самого ребенка и стать причиной детских ссор и обид.

И еще несколько полезных педагогических советов о том, что делать в трудных ситуациях

И еще несколько полезных педагогических советов о том, что делать в трудных ситуациях
(советы от Т.Н. Дороновой)

  • Если малыш не хочет заниматься тем, что ему предлагаете (рассматривать книжку, слушать сказку, строить дом), оставьте его в покое. Он все равно будет слышать и видеть вас и обязательно подойдет, как только что-то заинтересует его.
  • Ребенок рассержен: ломает ваши постройки и постройки детей, дерется. Вам очень хочется наказать или хотя бы отругать его, но вы этого не делаете. Вы смотрите на маленького агрессора с пониманием и сочувствием. Вы с нежностью берете его драчливые руки в свои и негромко приговариваете:
Не сердитесь, ручки,
Не деритесь, ручки.
Вы играли,
Вы устали,
Не сердитесь, ручки.
Не сердитесь, ручки,
Отдохните, пальчики.
Вы играли,
Вы устали,
Отдохните, пальчики.
Вот так! И вот так!
Вот так! И вот так!
  • Что бы ни случилось с ребенком, не суетитесь, не повышайте голос, не паникуйте. Ваш испуг только повредит малышу!

Если ребенок несильно ушибся и хнычет, отвлеките его.
Поглаживая место ушиба, приговаривайте: «У сороки не боли, у вороны не боли и у киски не боли, у собачки не боли, а у Димы заживи».
Повторить причиталочку 1 — 2 раза.

В возрасте ближе к трем годам детям свойственны попытки получить желаемое с помощью бурных слез. Иногда ребенок бросается на пол, кричит. В этом случае можно:

  • оставить его одного, но в условиях детского сада, группы сделать это невозможно, поэтому этот совет для дома;
  • попытаться отвлечь его («Кто это? Удивленно спрашивает педагог. — Кто это кричит и плачет? Нет, это не Аня. Наша Аня умница. Она большая, послушная. А эта ревушка совсем

маленькая девчушка, даже очень- очень маленькая. Не-ет , это не наша Аня. Аню кто-то подменил нам. Пойдемте, ребятки, найдем нашу Аню». Иногда ревушка вместе с другими и ищет себя сама. И радуется, если Аню находят);

  • воспользоваться текстом шуточного стихотворения К. И. Чуковского «Федотка»:
Бедный Федотка- сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только Оля, да Саша, да Маша,
Только Дима, да Коля, да Оля.

(Взрослый перечисляет имена всех общих знакомых детей и взрослых).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Просмотров: 136